Ситуация до боли знакомая для любого, кто связан с продажами. Клиента переманили более дешевой ценой, но через некоторое время он возвращается и просит возобновить сотрудничество.
Решил зафиксировать в посте эталонный случай из практики, случился в начале сентября 2024 года.
Предыстория
В апреле с запросом на разработку сайта обратился юрист. Требовалось создание каталога юридических услуг – всего более 50 видов. Для каждой услуги планировалась верстка отдельной страницы с SEO-контентом и оптимизацией. Дальнейшие планы Заказчика – продвижение в ТОП выдачи по России.
Я провел консультацию, в ходе которой предложил несколько вариантов сотрудничества, вкратце обрисовал перспективы дальнейшего продвижения. В результате чего Клиент изъявил желание сделать шаблонный вариант, поскольку делать дизайнерский сайт и наполнение из 50 SEO-статей для него влетит в копеечку. Ну и как же без того чтобы поторговаться. Привожу дословно сообщения:
“Давайте окончательно. Сколько от *** вы мне можете уступить?”
“Только одно условие: не теряя при этом качество”
Второй фразой просто сразил наповал. Дешево и чтоб “подешевше”. При этом нужно было еще и быстро – стандартный срок разработки показался долгим.
Подготовил проект договора. К вечеру Клиент планировал внести предоплату.
Далее классика: предоплата не внесена, Клиент пропал на 2-3 недели. Затем возвращается в компании с третьим лицом – нарисовался “знакомый маркетолог”. Звонит и рассказывает мне что ему наговорил этот “эксперт”, хочет услышать мое мнение. Исходя из услышанного я делаю вывод что этот “маркетолог” в лучшем случае начинающий фрилансер с минимальным опытом. Наплел Заказчику что сделает сайт в три раза дешевле.
Всего потратил на созвоны с этим товарищем, подготовку документов около полутора часов. После такого поворота событий естественно, никакого желания продолжать сотрудничество не было. Поэтому врубил автоответчик в Telegram и забыл о его существовании, посмеиваясь про себя, т.к. понимал что ему сделают за озвученную сумму.
Возвращение
В начале сентября (почти полгода спустя) приходит сообщение:
“Добрый день, сможете мне помочь закончить разработку сайта?”
Из интереса запросил ссылку на сайт – посмотреть, что ему сделал “маркетолог”. Как понимаете, по ссылке открылся лютый трэш:
- “логотип” – скачанная с паблика картинка
- шрифты в разнобой
- изображения решили просто оставить из демо-данных
- нечитаемый, криво сверстанный текст на страницах и в записях
Это только первое что сразу бросилось в глаза по визуалу. Как правило, при такой “внешности” изнутри все обстоит еще хуже.
Естественно, разгребать этот бардак бессмысленно. У такого проекта нет перспективы. А значит, не получится принести пользу Заказчику. В подобных ситуациях я открыто говорю это клиентам. Единственный рабочий вариант – переделывать все с нуля.
Минусы для Заказчика
Потеря времени
Самый ценный ресурс. С момента запроса (апрель) до просьбы восстановить сотрудничество (сентябрь) прошло полгода. Судя по отсутствию изменений на сайте – Исполнитель так и не найден. Проект простаивает. Варианты дальнейшего развития событий:
- доделка текущего трэшака
Бессмысленная трата времени – а затем денег и рекламных бюджетов на продвижение.
- Привлечение нового Исполнителя
Вопрос, насколько компетентным он окажется. Есть риск нарваться на очередного “знакомого маркетолога”.
Потеря денег
Скупой платит дважды…Как минимум! Подозреваю что и на втором круге эпопея не закончится. А затем и на стадии продвижения будет множество подводных камней.
Абсолютно очевидно что Заказчик некомпетентен в вопросах интернет-маркетинга и разработки. Обычно такие клиенты нанимают консультанта, который будет вести проект и взаимодействовать с Исполнителями. И вновь все упирается в деньги…
Ухудшение имиджа компании
Запуск подобного “сырого” ресурса в сеть может грозить компании ухудшением имиджа. Как в глазах целевой аудитории – так и среди конкурентов. Тем паче в высококонкурентных, престижных нишах с сильными игроками. Вот почему не стоит экономить на маркетинге. Особенно если выходите в сеть впервые.
Почему не стал работать над проектом
Главную причину я обозначил выше: не вижу перспектив, пользы для Заказчика.
К тому же, как видно из стадии переговоров – человек крайне ненадежный, с непонятными намерениями, подверженный постороннему влиянию.
Еще одна причина – за прошедшие полгода поднял ставку на услуги. Сейчас сижу в загрузе (не беру новые проекты), работаю с международными компаниями (разработка сайтов), консультирую. Поэтому проект не интересен с финансовой стороны.
P.S.
Такие ситуации случаются довольно часто, и не должны вызывать у вас баттхёрт. Это рутина продаж. Нужно постоянно иметь пул заказов в стадии переговоров, и в процессе работы. Вы будете заняты делом, и на подобную мелочь не останется времени и эмоций. С опытом начнете распознавать проблемных клиентов на начальных стадиях.
Большинство Заказчиков – разумные и адекватные люди, готовые достойно оплачивать труд специалиста. Потратьте свое время на развитие их проектов!